28 апреля в России отмечается День работника скорой медицинской помощи. Этот профессиональный праздник относительно молод: ещё 5 лет назад он имел неофициальный статус, а в 2020 году был официально учрежден Постановлением Правительства Российской Федерации. Именно тогда, в начале пандемии, общество по-настоящему оценило невероятный, зачастую героический труд сотрудников скорой помощи.
В преддверии праздника мы пообщались с фельдшером отделения скорой медицинской помощи Центральной районной больницы города Кушвы, Екатериной Реннерт. Екатерина поделилась своими мыслями о профессии, рассказала о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и о тех качествах, которыми, по её мнению, должен обладать настоящий «скоровик».
Почему Вы выбрали профессию фельдшера скорой помощи и как долго уже работаете?
«Выбор профессии был сделан быстро и без колебаний ещё перед поступлением. Мама рассказывала, что я любила играть в доктора с детства, но именно трагичная история помогла мне связать жизнь с медициной. Однажды мы гуляли с братом возле дома (мы жили в частном секторе, и люди часто отпускали собак на самовыгул). Внезапно собака (чья – не знаю точно) напала на нашего котенка, которому было, наверное, месяца четыре. Помню, как испугался брат, а я, не помню себя от страха, стала отбивать собаку палкой. У меня до сих пор шрам на руке остался – пришлось ставить уколы. Котенка мы спасли, и родители отвезли нас к ветеринару. У кота был вывих или перелом челюсти и следы от зубов на теле. Челюсть поправили, перебинтовали котенку голову, а места укусов нужно было обрабатывать. Я до сих пор помню, как сначала обрабатывала их перекисью, а потом накладывала мазь «Левомеколь» и бинтовала кота. Наверное, это самое яркое воспоминание и главный ответ на вопрос, почему из всех возможных вариантов после учебы я выбрала медицину.
После окончания школы я поступила в медицинский колледж в городе Нижнем Тагиле. Учиться мне очень нравилось, хотя, не скрою, иногда было нелегко. Моими любимыми предметами в колледже были неврология и психиатрия. Но на четвертом курсе нам добавили новые предметы, среди которых была скорая медицинская помощь. Этот предмет нам преподавал практикующий врач скорой помощи. Слушать его было очень интересно, он простым и понятным языком, без лишней воды, давал нам информацию, с которой сталкивался за годы своей работы на скорой. Мы отрабатывали алгоритмы оказания медицинской помощи, сдавали зачёты, и каждый раз это было очень волнительно.
Окончательное решение о том, куда пойти работать после обучения, я приняла на четвертом курсе, когда проходила преддипломную практику на базе Центральной районной больницы города Кушва. Если честно, я влюбилась в эту работу сразу же, с первого дня. Меня вдохновило, и по сей день это остаётся неизменным, – люди, которые меня окружают, мои коллеги. Меня поразило количество их знаний и умений, а главное – они были рады и готовы делиться своими знаниями со мной, тогда еще студенткой медицинского колледжа. Мне даже разрешали ездить с ними на вызовы и помогать выполнять несложные медицинские манипуляции. Каждый раз, когда диспетчер передавал нам вызов, я с особенным чувством волнения и трепета спрашивала у своих коллег: «Какой повод к вызову? А что там может быть?». Я старалась всегда помогать, внимательно слушала их рассказы о работе на скорой. Это меня вдохновляло. Каждый раз, идя на практику, я чувствовала себя окрылённой, зная, что новый день принесет мне много новых знаний и умений. С 2020 года я работаю на любимой скорой в городе Кушва. Первая моя смена в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи состоялась 1 августа 2020 года».
Расскажите, в чем предназначение службы скорой помощи?
«Служба скорой помощи является важным звеном в оказании экстренной медицинской помощи, обеспечивая оперативное реагирование, диагностику, стабилизацию и транспортировку пациентов в медицинские учреждения для дальнейшего лечения. Она действует в режиме 24/7, обеспечивая доступ к неотложной медицинской помощи для населения в любое время суток и в любых условиях».
Был ли у вас наставник, когда вы пришли работать на скорую помощь?
«Огромный объем теоретических знаний по диагностике заболеваний я получила от фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, Нургалиевой Александры Владиславовны – человека с колоссальным багажом знаний. Также хочется отметить Алексееву Наталию Васильевну, фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, которая в настоящий момент работает диспетчером по приему и передаче вызовов бригадам. С Наталией Васильевной мы работали около года, вместе выезжали на самые разные вызовы. Помню свой первый вызов – перелом лучевой кости у женщины из поселка Азиатская. Наталия Васильевна была старшим первым номером в нашей бригаде, а я выполняла манипуляции под ее руководством. И Александра Владиславовна, и Наталия Васильевна щедро делились со мной своим опытом и знаниями, за что я им безмерно благодарна. Также выражаю искреннюю благодарность стажистам за их помощь и поддержку: Решетниковой Елене Леонидовне, Шашиной Ирине Анатольевне, Блиновой Ирине Ивановне. Особые слова признательности тем, кто уже не с нами — Петриченко Елене Евгеньевне и Чирковой Светлане Анатольевне. Мы всегда будем помнить о них и их вкладе в нашу работу».
Как проходит Ваш рабочий день?
«К 8:00 прибываем на смену. Проверяем исправность и уровень заряда аппаратуры. Обо всех неисправностях сообщаем руководству. Контролируем уровень кислорода в баллонах. Пополняем медицинские укладки необходимыми медикаментами и расходными материалами (шприцы, бинты, антисептические салфетки и т. д.). Докладываем диспетчерам о готовности бригады к работе. Получив вызов, немедленно выезжаем. Так проходит вся смена — от вызова к вызову».
Какие трудности существуют в работе фельдшером скорой помощи?
«Для меня самым трудным остаётся момент, когда, к сожалению, не удаётся спасти пациента. К счастью, такие случаи происходят нечасто, но они глубоко врезаются в память».
Кто самые частые пациенты «скорой»?
«По моим наблюдениям, чаще всего скорую помощь вызывают пациенты с хроническими заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, хроническая ишемическая болезнь сердца и нарушения ритма сердца. В последнее время участились случаи инфарктов и инсультов. В целом, на первое место я бы поставила заболевания сердечно-сосудистой системы и головного мозга. На втором месте - бытовой травматизм и вызовы, связанные с детьми».
Есть ли в Вашей практике пациент, который запомнился больше всего? (или был ли вызов, который не давал вам покоя после рабочего дня?)
«Да, сразу вспоминается случай, когда мы с моей напарницей, Чикуновой Евдокией Владимировной, выезжали на вызов к мужчине с повышенным артериальным давлением и гипертонической болезнью. По прибытии и снятии ЭКГ был выявлен обширный инфаркт миокарда, осложнённый кардиогенным шоком. Мы выполнили стандарт оказания медицинской помощи и госпитализировали пациента в город Нижний Тагил, где ему было проведено оперативное лечение - установка стентов. К счастью, человек остался жив».
Вы часто сталкиваетесь с болью и страданиями людей. Как преодолели эмоциональный барьер? Какими качествами должен обладать сотрудник скорой медицинской помощи?
«Чтобы преодолеть эмоциональное выгорание, я считаю, что в первую очередь необходимо достичь эмоциональной стабильности и соблюдать баланс эмоций. Все профессиональные проблемы должны оставаться на работе, а дома время стоит посвятить близким людям. И, конечно же, важно найти себе увлечение, так как хобби помогает снять напряжение. Изменение образа жизни – полноценный сон, активный отдых с семьей, сбалансированное питание – улучшит самочувствие. Необходимо постараться создать уют на работе: обустроить рабочее место, например, поставить фото любимых на столе, расслабляющие пейзажи или комнатные растения (если это рабочее место на «скорой»). Если это автомобиль СМП, то у меня всегда в папке есть фото моих детей. Если же все-таки чувствуется апатия к работе, то, думаю, необходимо обратиться к психологу, взять отпуск, чтобы отдохнуть и расслабиться. Регулярно оценивать себя, проводить анализ своей работы, обязательно хвалить себя за успехи и фокусироваться на том, что выполнено хорошо, отмечая свои достижения. Качества, важные для сотрудника СМП: смелость, стрессоустойчивость, доброжелательность».
Периодически в новостях видим, что на фельдшеров напали во время выезда. Как часто попадаются неадекватные пациенты? И что делать в таком случае?
«Когда диспетчер принимает вызов, он по телефону обращает внимание на состояние пациента (если звонит он сам) или узнает обстановку у вызывающих, чтобы оценить возможные риски для бригады. В случае вызова к пациентам с острым психотическим расстройством или психозом на фоне употребления наркотиков и алкоголя, бригада выезжает в сопровождении сотрудников ОМВД. Однако опасность может подстерегать и на вызовах, с виду не вызывающих опасений. В таком случае сотрудник должен иметь как минимум удобную обувь, чтобы быстро убежать, и средство связи, чтобы сообщить, что требуется помощь. В идеале – уметь за себя постоять».
Чем занимаетесь в свободное от работы время?
«В свободное время я провожу со своими близкими. Я мама двух прекрасных детей: сына Тимофея (3 года) и дочки Марии (1 год и 6 месяцев). Вместе мы гуляем, играем и, по возможности, выезжаем в детские развлекательные центры. Недавно мы были на ферме в поселке Висим, где знакомились с животными».
Что Вы пожелаете своим коллегам в преддверии Дня работника скорой медицинской помощи?
«Пусть работа на «скорой помощи» приносит вам только радость, ведь вы спасаете жизни людей и дарите им хорошее самочувствие! Искренне желаю каждому сотруднику «скорой» огромного счастья, взаимной любви, достойной зарплаты и, конечно же, крепкого здоровья!»