14 октября 2009, 16:05     6     

Наши гости консультанты-психологи Татьяна Анатольевна Калугина и Марина Федоровна Копылова

Во всемирный день психологического здоровья, отмечавшийся 9 октября, мы пригласили на беседу психологов, которые на протяжении работы информационного портала являются консультантами, дающими ответы на жизненно важные вопросы наших читателей. Сегодня у нас в гостях Татьяна Анатольевна Калугина и Марина Федоровна Копылова.

Когда вы начали заниматься психологической наукой?

Татьяна Анатольевна. С 1987 года я живу в Кушве. С 1989 года работаю с детьми. Профессионально начала заниматься психологией лет десять назад, получив образование в филиале Санкт-Петербургского государственного университета имени Пушкина.

Марина Федоровна. В детстве я мечтала стать музыкантом. Для достижения своей цели окончила музыкальную школу по классу аккордеона, но затем решила связать свою жизнь с педагогикой и психологией.

В середине 90-х годов в нашем городе был организован телефон доверия, по которому вели прием специалисты разного профиля: взрослый и детский психологи, консультанты по вопросам лечения наркомании и алкогольной зависимости. По мере возрастания телефонных звонков возникла потребность в организации Службы социально-психологической помощи. В 1996 году, после окончания УРГПУ меня пригласили работать в данную организацию в качестве детского психолога. На протяжении десяти лет мы работали единой замечательной командой, которой было подвластно буквально все: от оказания психологической помощи населению до благоустройства прилегающей к Центру территории. Сейчас центра уже не существует, но потребность в нем остается до сих пор.

Люди обращаются за помощью к психологам в тот момент, когда сталкиваются с какими-либо жизненными проблемами. А когда на самом деле может помочь психолог? В какой момент необходимо обратиться к специалисту?

Татьяна Анатольевна. Обращаться нужно не тогда, когда уже все плохо, а в том случае, если возникли какие-либо сомнения в верности принимаемого человеком решения. Именно в этот момент мы можем помочь, определив будущее его проблемы. Не нужно стесняться, боясь показаться назойливым. Прибегать к помощи психологов нужно сразу, если тебя что-то не устраивает в жизни, чувствуется внутреннее напряжение, мешающее обычному жизненному распорядку. Тогда мы имеем шанс совместно решить проблему в самое ближайшее время.

Не раз приходилось слышать характеристику другого человека: «он хороший психолог». А может ли человек без специального образования считаться хорошим психологом для других?

Марина Федоровна. Нет, не может. В любой профессии существуют свои профессиональные тонкости, овладеть которыми поможет лишь соответствующее образование. Множество подводных рифов, которые таит в себе океан знаний в области психологии, не дает новичку запросто постигнуть основы науки. То есть для того, чтобы направить мысли человека в нужное русло, помочь решить жизненную проблему, специальное образование просто необходимо.

Татьяна Анатольевна. Я считаю, что существуют люди, которые склонны к сопереживанию, способны выслушать собеседника, выразить готовность помочь. Но для того, чтобы помочь грамотно, не навредив, нужны профессиональные знания, которые можно получить, окончив специализированный вуз.   

Как вы считаете, почему психология только в XIX веке обрела статус науки, хотя к «проблеме души» обращались многие мыслители еще с античных времен?

Марина Федоровна. С общим развитием и эволюцией человека происходило постепенное накопление знаний. XIX век стал определяющим, с точки зрения развития и оформления в самостоятельные дисциплины многих наук. Именно в это время было сделано множество открытий, предопределивших дальнейшее развитие многих областей научного знания: в химии теорию строения вещества предложил Бутлеров, Менделеев открыл периодический закон, в физике были изобретены электрическая лампа и телеграф, были заложены основы воздухоплавания. Все эти открытия и стали ключевыми для развития научного знания в целом, что и привело к выделению психологии в качестве самостоятельной дисциплины.

Психология, как наука, постоянно совершенствуется. Без каких инструментов вы не можете представить свою работу на сегодняшний день?

Марина Федоровна. У каждого психолога есть свой инструментарий — набор определенных методик и диагностик к работе с которыми, он постоянно прибегает. Мы используем компьютерные технологии, но в основном лишь для выявления профессиональной ориентации будущих студентов.

Татьяна Анатольевна. По моему мнению, самым лучшим инструментарием является личность самого человека, которая таит в себе бесчисленное количество разнообразных ответов и решений на все интересующие вопросы. Необходимо только найти правильный подход для извлечения из темных уголков души этой информации.

За что вы любите свою работу?

Марина Федоровна. За возможности самореализации и постоянного совершенствования. Моя работа связана не просто с живым человеком, а с его душой, материалом весьма тонким. Знаю, что мне интересно знакомиться с людьми, помогать им в решении проблем.

Татьяна Анатольевна. Меня привлекает общение с людьми. Я люблю свою работу и всё тут. Даже когда сильно устаешь, понимаешь что она находиться внутри тебя, твои знания и помощь нужны другим.

Какие психологи для вас являются выдающимися?

Татьяна Анатольевна. По мировоззрениям мне близки психологи-гуманисты. Берт Хеллингер и его «метод расстановок» является эффективным средством решения внутриродовых и семейных конфликтов. Представляют интерес взгляды на жизнь видного американского психолога Абрахама Маслоу. Свою концепцию он изложил в знаменитой пирамиде человеческих потребностей. Мне импонируют идеи тех психологов, которые утверждают о существовании массы различных возможностей для самореализации каждого человека. Мысли Андрея Владимировича Гнездилова, который написал «Авторскую Сказкотерапию», тоже заслуживают пристального внимания не только психологов, но и всех родителей.

Марина Федоровна. С трудами великих ученых, определивших своими идеями развитие науки, необходимо быть знакомым каждому психологу. Но мне гораздо ближе те люди, которые лично делились информацией со мной. Я и по сей день использую методику преподавателей, которые помогали мне постичь азы науки. Поведение Татьяны Викторовны Полянской, преподавателя университета, я, как оказалось впоследствии, проецирую на себе. Это проявляется в одинаковых жестах руками при объяснении и некоторых других привычках. В нашем городе работала Татьяна Николаевна Логинова, прекрасный человек и психолог-профессионал, у которой я научилась практике психологических тренингов.

Что на сегодняшний день изменилось в школьниках? С какими проблемами сталкиваются родители при воспитании детей?

Марина Федоровна. Множество современных исследований показывают, что поведение детей нынешнего поколения изменилось по сравнению с предыдущим. Сторонники прогресса могут сказать, что всегда так и было, потому что общество находится в постоянном развитии. Но согласитесь, что показатели возрастания детской агрессии, неврологических заболеваний, суицидальных настроений молодежной среды не могут не тревожить.

Татьяна Анатольевна. Каждый ребенок рождается «чистым листом открытой тетради». И с самого рождения начинает впитывать, как губка, информацию об окружающем мире, расширяя свои знания и приобретая жизненный опыт. То есть, каким он вырастет впоследствии, зависит от его ближайшего окружения, условий проживания и многих других сопутствующих обстоятельств.

Сейчас у нас в стране сложилась непростая экономическая ситуация, родители озабочены проблемой нахождения средств для существования, вынуждены много времени проводить на рабочем месте, а ребенок воспитывается с помощью телевидения и компьютерных игр, причем не самых лучших образцов того и другого. Естественно, что данное обстоятельство не может положительно влиять на психологическое здоровье ребенка.

По моему мнению, сейчас из педагогического процесса убрали личностное общение, заменив его компьютерными технологиями. А ведь это обстоятельство приводит к лишению возможности нахождения живого человеческого языка между преподавателем и учеником. Я не противник компьютеризации и прогресса, но считаю, что все хорошо в меру, и воспитательная функция образовательного процесса интенсивнее раскрывается посредством диалога обучающего с обучаемым.

Как возможно решить выше обозначенные проблемы?

Татьяна Анатольевна. В эпоху развития информационных технологий, простому человеку необходимо уметь отделять полезную информацию от засоряющей мозг. Например, ежедневный выпуск новостей несет в себе сплошной негатив, а слова «разбились», «пострадали», «катастрофа», слышишь, чуть ли не в каждой программе. Зачем такое запоминать?

Лично я являюсь сторонницей ограждения детей от телевидения. А вот компьютер можно использовать, но не более 20 минут в день. Не вижу ничего плохого в тех виртуальных играх, которые развивают внимание, память, формируют стиль мышления, а не тревожат, будоражат душу ребенка и порождают агрессию. При длительном нахождении школьника за компьютером, происходит подмена реального мира виртуальным, что очень опасно ввиду того, что ребенок перестает осознавать ответственность за свои поступки в мире реальности, а они приводят к печальным последствиям.

Необходимо слушать музыку, больше времени находиться на природе, дышать свежим воздухом, наслаждаться общением с друзьями.

Марина Федоровна. До 5 лет ребенка нельзя учить читать, писать и считать. Он, конечно, научиться, но это будет стоить ему огромных психологических усилий, затраты которых негативно скажутся на будущем развитии. С дошкольниками необходимо как можно больше разговаривать, играть, учить выстраивать фразы, обороты, предложения.

Я проводила исследование, в котором попросила современных школьников перечислить свои положительные и отрицательные качества. И вот что получила в ответ: мою посуду, учу уроки — вот мои положительные качества. Слова добрый, хороший, замечательный, красивый, внимательный оказались в большей степени забыты. Следовательно, родители не говорят таких слов своим детям, и это плохо, потому как последние чувствуют недостаток во внимании, родительской любви и нежности.

Что вы можете пожелать пользователям информационного портала, которые обращаются к вам за помощью?

Татьяна Анатольевна. Хочу пожелать пользователям, чтобы они не довольствовались нашими ответами, а обращались к рекомендуемым специалистам. Вообще, в психологической науке категорически запрещено давать советы, возможны лишь рекомендации. В любом случае, ни в одной книге вы не найдете конкретного ответа на вопрос вашей жизненной ситуации. Мы помогаем нашим пользователям посмотреть на проблему с другой стороны, обратить внимание на какие-то тонкости и найти ее успешное решение. Однако наши ответы не стоит расценивать как панацею от всех бед. Если вы нуждаетесь в помощи, то меня можно найти в психологическом центре «Богара», расположенном по адресу: Красноармейская, 13, кв. 19, предварительно позвонив по телефону 8-909-027-97-94.

Спасибо за интервью, успехов вам в работе!

 

Обсуждение  6



Набор на шахматы      0
Объявляется набор в спортивную группу по шахматам девочек и мальчиков 6 лет и старше.
СС «Заречный» (ул. Линейная,14, железнодорожный район): тел. для справок 8 (34344) 2-27-43.
СК «Горняк» (ул. Луначарского, 9, рудник): тел. для справок 8 (34344) 2-49-79.
Тренер Углинских Александр Юрьевич.

Последние новости

23 ноября, 19:25         0
Стало известно, кто сбил двух подростков на велосипедах
Водителем Ford, который сбил двух юных велосипедистов под Кушвой, оказался 49-летний Игорь Колесников. Ему грозит до 7 лет заключения. // www.ural.kp.ru
23 ноября, 10:47         0
В России с 1 марта 2025 года вступят в силу новые правила регистрации ТС
МВД обнародовало новые правила регистрации транспортных средств с 2025 года. // www.zr.ru
23 ноября, 09:58         0
Вчера вечером в Кушве водитель насмерть сбил двух юных велосипедистов
Трагедия произошла в 17:50 на на 9 км автодороги «Кушва — Верхняя Тура».

Поделитесь новостями